Стрит-Ритейл в сравнении с Торговыми Центрами: итоги 2012 г. |
Арендная плата: рост цен предложения по стрит-ритейлу составил в Центре от 10 до 12 %; в «районах» от 7 до 8 %. Разумеется, здесь не идет речь о ранее заключенных договорах аренды, в которые заложены ставки индексации арендных плат, в соответствии с договоренностями Сторон, которые не бывают менее 5 и не превышают 10 %. В категории локации помещений «углы / проспекты» вне зависимости от центра или районов рост дает стабильные 8-10 % увеличения. Только качественные помещения – витрины, т/зал не менее 80 % общей площади, первый этаж, фасад, пешеходный и автомобильный трафик.
Совершенно понятно, что многим категориям «местных» арендаторов, имеющим 1-2-3 магазина (одежда, обувь) сегмента невысокой ценовой категории гораздо комфортнее размещаться в торговых центрах(кроме, разумеется, «Горизонта» и «Астор-Плазы») – меньше ставки аренды, выше поток «потенциальной» клиентуры.
Кроме того, в течение 2012г. активнейшее размещение в секторе стрит-ритейла банковских офисов (одним из фаворитов здесь четко является Сбербанк) и ювелирных магазинов существенно сократило предложение качественных помещений и подняло ставки аренды. При этом ряд торговых сетей, желающих арендовать монообъебные площади от 500 до 2000 м.кв. готовы размещаться только в торговых центрах, исходя из своих критериев развития. Но, в общем, говорить по отношению к Ростову-на-Дону о «каннибализации» стрит-ритейла торговыми центрами не приходится – это 100 % верно для банковских объектов, заведений общепита, крупного ритейла массового сегмента (имеются в виду общефедеральные торговые сети), ювелирных сетей, сетей сотовой связи (фирменные магазины), магазины (универсамы) продуктов крупных сетей, площадью от 250 м.кв. Специфические же бизнесы – фитнесс-центры, кинотеатры и т.п. всегда будут размещаться в первую очередь в грамотно организованных торговых центрах. Сюда же относятся продуктовые и промтоварные гипермаркеты. Что касается удорожания аренды, то многие крупные игроки, имеющие торговые площади в торговых центрах имеют корпоративные ограничители роста арендной платы в своих базовых договорах аренды, составляющие в среднем от 5 до 7 %, что, конечно, учитывают Арендодатели.
«Хабнер & Ко: коммерческая недвижимость» Жанна Шахмаева. Февраль 2013 г. |