ТЕНДЕНЦИИ 2011 (апрель - май) |
1. Стабилизация и постепенное увеличение арендных ставок. 2. Рост интереса частных и корпоративных инвесторов к покупке качественных торговых площадей в торговых центрах и в стрит-ритейле. 3. Цены сделок купли-продажи и аренды в топовых местах лучших торговых коридоров (пример: ул. Большая Садовая (от Буденновского до Ворошиловского) либо превышают докризисные либо вплотную приблизились к этим значениям. (Очень важно: на самом деле таких цен продажи / аренды мы не наблюдали даже в 2007 – 2008г., разве только в исключительных случаях). 4. Нарастающее поглощение крупными торговыми сетями (продукты, одежда, мебель) качественных магазинов, площадью от 200 до 500 м.кв. (торговый зал) и как следствие уменьшение вдвое сроков рыночной экспозиции таких магазинов. 5. В сегменте «магазины в центре города, площадью от 20 до 100 м.кв. продажа» при сохранении существующей динамики сделок, к осени возникнет переход «от финансового кризиса к кризису предложения». 6. В течение шести последних месяцев в продажу в центре города выставлено (по разным абсолютно причинам) порядка шести отдельно стоящих зданий хорошей, качественной архитектуры общей площадью не менее 20 000 м.кв. Это фактически либо готовые либо адаптированные торговые или торгово-офисные центры, что то из этих зданий можно реально отнести к лидерам подобной застройки в Ростове-на-Дону. Средняя цена предложения 1 м.кв. общей площади составляет от 100 до 120 тыс. рублей. 7. Вслед за частными инвесторами на рынок покупки земельных участков (характеристики: от 3 до 100 соток, собственность, центр или топовые места спальных районов, прямая возможность нового коммерческого или жилищного строительства) начали подтягиваться Строительные компании. Рынок земли потихоньку-полегоньку оживает. О росте цен пока-что говорить не приходится: причина по нашему мнению в размытых ценовых перспективах реализации «конечного продукта» - новых квадратных метров для застройки, которыми и приобретаются эти участки. Каких-то масштабных или успешных спекулятивных операций на этом рынке пока не предвидится. Спрос тем не менее есть. Несколько активизировались традиционные покупатели земельных участков на фасадах площадью от 10 соток до 50 соток: сети автомобильных заправок и сети супермаркетов районного и трансрайонного значения (фактически же частные инвесторы, которым принадлежат эти организации). 8. Общепит. Сделки по аренде ресторанов за последние два года стали одним из наиболее активных сегментов рынка коммерческой недвижимости. Однако тенденции по сравнению с мартом – февралём 2010г. изменились значительно. - арендуются устойчивыми сетями крупные площадки от 300 м.кв. как минимум две сделки аренды были заключены на отдельно стоящие здания, площадью от 500 м.кв., расположенные в центре города, в очень неплохих торговых коридорах. - Собственники помещений и частные инвесторы заключают договора аренды с ресторанными сетями на сроки, превышающие 5 лет, а значит уже видят в этой категории арендаторов потенциально успешных партнёров. - ряд иногородних сетей (не только из г. Москвы) рассматривают площадки в Ростове-на-Дону (по данным сайта www.horecarealty.ru). 9. Банки. Активное продвижение банковских услуг в массы на основе розничного формата «ЛАЙТ» - помещения от 20 до 50 м.кв. в людных местах вне зависимости от района города (в основном – аренда). Поиск помещений для т.н. VIP – филиалов в центре (не менее 250/300 м.кв., парковка, качественное здание, аренда или покупка). - Рост интереса со стороны Банков к размещению отделений площадью 100-200 м.кв. в «раскрученных» торговых центрах районного значения. - Увеличение объёмов офисной и торговой недвижимости (ранее являвшейся обеспечением кредитов) выставляемой банками на продажу, и что важно – в этих предложениях теперь попадаются реально ликвидные варианты – например магазины в новых жилых домах, первые этажи, от 100 до 150 м.кв. по цене не превышающей рыночную. - Наличие кредитных предложений от банков направленных на покупку заёмщиками коммерческой недвижимости (от 12 % годовых в среднем). 10. Производственно-складские базы. Как ни странно в ценовом сегменте от 20 до 30 млн. рублей (Промзоны. Земельный участок в собственности: от 0, 3 до 1 Га, стандартный набор строений – АБК 200-250 м.кв.. склад – цех 800-1200 м.кв.) – спрос единичен, предложение многочисленно. Наоборот – в сегменте от 45 до 55 млн. рублей (промзона, в т.ч. Аксай, Батайск. Земельный участок в собственности: от 1,6 до 2, 2 Га, наличие действующей железнодорожной ветки на территории базы, наличие инженерных сетей – газ и электроэнергия от 300 кВт, строения – по ситуации, но стандартно – не менее 2000 м.кв. цеха-склада в монообъеме и в состоянии позволяющем его эксплуатацию) спрос неожиданно велик, а качественные предложения практически отсутствуют.
2011 г. © «Хабнер & Ко: коммерческая недвижимость». |